Документ принят
Архиерейским Собором
Русской Православной Церкви
5 февраля 2013года.
Архиерейским Собором
Русской Православной Церкви
5 февраля 2013года.
Возлюбленные о Господе всечестные отцы
пресвитеры, досточтимые диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и
сестры — верные чада Русской Православной Церкви!
Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся в
Москве, в Храме Христа Спасителя 2-5 февраля 2013 года, обращается ко всем вам
со словами апостольского приветствия: «Благодать вам и мир от Бога, Отца
нашего, и Господа Иисуса Христа. Всегда по справедливости мы должны благодарить
Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь
каждого друг ко другу между всеми вами» (2 Фес. 1:2).
Главная забота Церкви — спасение людей. Все,
что происходит в нашей церковной жизни и во взаимоотношениях Церкви с обществом
и государством, всегда должно быть подчинено этой цели. Наши миссионерские,
образовательные, благотворительные и иные труды следует в конечном итоге
направлять на спасение каждой человеческой души. Призыв Спасителя: «Идите,
научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их
соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20), — остается самым насущным и в
наше время. Памятуя об этом, члены Архиерейского Собора обсудили многие вопросы
церковной и общественной жизни, приняв Соборные определения и иные документы,
обращенные ныне к Полноте нашей Церкви.
Заботясь о благоустроении церковной жизни,
члены Собора определили на будущее процедуру избрания Патриарха на Поместном
Соборе, уточнили полномочия Поместного и Архиерейского Соборов, одобрили
совершенное Священным Синодом создание митрополий и новых епархий. Они также
предложили решения важных задач, стоящих перед обществом.
В частности, Освященный Собор выразил позицию
Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных.
Стоя на страже человеческой свободы, Церковь призывает государство не
принуждать людей к принятию тех технологий, которые могут помешать им свободно
исповедовать веру Христову и следовать ей в делах личных и общественных.
Согласие христиан с различными законодательными, политическими или
идеологическими актами также зависит от их совместимости с христианским образом
жизни.
Постоянной заботой Церкви остается попечение
об укреплении семьи, о защите от недолжного вмешательства в ее жизнь, о
поддержании крепких связей между детьми и родителями, о безопасности детей, в
том числе перед лицом насилия, жестокости, разврата. В связи с этим кругом
вопросов Архиерейский Собор вынес суждение о проводимой ныне во многих странах
реформе семейного права и о проблемах ювенальной юстиции.
Церковь серьезно обеспокоена нынешним
состоянием природы. Истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды остро
ставит вопрос о сохранении многообразия жизни, о рачительном использовании
даров природы. Члены Собора выразили позицию Русской Православной Церкви по
актуальным проблемам экологии, напомнив обществу об ответственности за
сохранность Божиего творения.
Пастыри и паства Русской Православной Церкви
призываются внимательно изучить принятые Архиерейским Собором документы, в
большинстве своем подготовленные в ходе трехлетних дискуссий, проведенных
Межсоборным присутствием с участием сотен архиереев, клириков, монашествующих и
мирян.
Господь и Бог наш Иисус Христос предупредил
Своих учеников: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от
мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19). С
апостольских времен исторический путь Церкви был связан с исповедничеством,
которое заключалось в нелицемерном свидетельстве истины. Брань, воздвигаемая
против христиан духом мира сего (1 Кор. 2:12), на протяжении всей истории
Церкви имела целью разными способами отвратить человека от своего Создателя и
Спасителя. Эта брань состояла не только в попытках соблазнить людей на грех, но
и в гонениях, воздвигаемых против последователей Христовых. Но горнило лишений
и страданий только укрепляло веру и закаляло сердца верных чад Церкви. Примером
терпения в скорбях является преподобный Далмат Исетский, канонизованный в 2004
году в лике местночтимых сибирских святых. Его общецерковное почитание было
установлено нынешним Собором. Преподобный Далмат неоднократно был свидетелем
разрушения созданного им монастыря, но всякий раз воссоздавал его, строго
защищая свою веру и церковные правила и сохраняя при этом глубокое смирение
перед ближними.
События прошлого года явственно показали, что
Православие возрождается как основа народного самосознания, объединяющая все
здоровые силы общества — те силы, что стремятся к преобразованию жизни на
основе прочного фундамента, духовно-нравственных ценностей, вошедших в плоть и
кровь наших народов. Именно поэтому людьми недоброй воли Церковь была избрана
объектом борьбы, в которой используются ложь, клевета, кощунство, погромы
храмов, осквернение святынь.
Освященный Собор напоминает, что ответом на
подобные действия должны быть молитва, проповедь и утверждение Божией правды,
мирное гражданское действие православных христиан, умножение дел любви и
милосердия. Мы должны оставаться светом миру и солью земли, чтобы люди, видя наше
«чистое, богобоязненное житие», даже «без слов приобретаемы были» для Христа (1
Пет. 3:1-2). Отстаивая веру, нужно всегда помнить слова Христа Спасителя: «По
тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.
13:35).
Осуществляя церковное служение, работая на
ниве Христовой, мы призваны не на словах, а на деле укреплять «единство духа в
союзе мира» (Еф. 4:3), соборно, все вместе: архипастыри, клир, монашествующие и
миряне. Главное при этом — стремиться поверять жизнь Евангелием. Это
единственный путь к преображению любого человека и всего общества.
Господь наш Иисус Христос, Начальник жизни
вечной, да укрепит и умудрит всех нас в предстоящих трудах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий