Луганская Епархия Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат)

воскресенье, 25 марта 2012 г.

Пассия


Пассия – (лат. "страдание") – особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа.
Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм.
Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
 В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.

понедельник, 27 февраля 2012 г.

Сегодня начало Великого поста


Сегодня, 27 февраля, у православных христиан начинается Великий пост, который продлится до 14 апреля. Это время подготовки к самому главному православному празднику – Светлому Христову Воскресению (Пасхе) путем строгого воздержания, покаяния и сосредоточения на внутренней духовной жизни.
Великий пост – самый строгий и продолжительный из всех многодневных постов. Он состоит из Четыредесятницы и Страстной седмицы. Четыредесятница – первые 40 дней Великого поста, установленные в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне перед началом Своего проповеднического служения. Страстная седмица – последняя седмица перед Пасхой – посвящена воспоминанию страданий и крестной смерти Спасителя.
Во время Великого поста из рациона исключается пища животного происхождения (мясо, яйца, молочные продукты, рыба). Верующие в это время также стараются воздерживаться от развлечений и супружеских отношений.  
Важно отметить, что истинный пост  должен быть не только телесным, но и духовным: «Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления» (святитель Иоанн Златоуст). Пост невозможен без усиленной молитвы, особенного покаяния и дел милосердия.
Православная Церковь разрешает послабления в посте детям, больным, престарелым, а также беременным и кормящим женщинам.

Вячеслав:
Я буду соблюдать Великий пост, как и всегда. Пост – это время, в которое можно посвятить себя Богу, лучше разобраться в себе, понять свои ошибки, понять, как их исправить в будущем. Пост – это некоторое ограничение себя, не только в пище, но и в действиях, вообще во взаимодействии с окружающими людьми. Это работа над собой.

Александр:
К Великому посту нужно готовиться. Если пост не соблюдать, то значит, Пасху можно не праздновать. Определенно убрать из рациона мясо, рыбу, и есть по посту, что изображено на православном календаре. Трудиться, делать добрые дела, «благие», как священники говорят. Но я зачастую кроме поста пищевого так добра и не делаю. Так в Церковь прихожу, чем могу, помогаю. Но наверно лучше всех священники соблюдают пост. 


суббота, 4 февраля 2012 г.

Подготовка к Великому посту


За три недели до начала Великого поста Православной Церковью установлены подготовительные недели, цель которых – духовно подготовить верующих к посту и его смыслу – покаянию.
Подготовительные недели начинаются неделей о мытаре и фарисее (6 – 12 февраля). Называется эта неделя по Евангельской притче, которая читается на Литургии в это воскресенье. Этой притчей Церковь напоминает нам о такой христианской добродетели, как смирение, а также о грехе гордыни:
 «Сказал также к некоторым, которые уверены 6ыли о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук.18:9-14).
Как повествует православная энциклопедия «Азбука веры», фарисеи – это ревнители ветхозаветных законов, принявшие активное участие в предании на смерть и распятии Христа Спасителя.
Мытари – сборщики царских податей.
Неделя о мытаре и фарисее сплошная – в среду (8 февраля) и пятницу (10 февраля) поста нет.

среда, 18 января 2012 г.

19 января — Крещение Господне. Богоявление


19 января Православная Церковь вспоминает одно из важнейших событий евангельской истории — Крещение Господа нашего Иисуса Христа, которое совершилось в начале открытого земного служения Спасителя. Христос пришел на берег реки Иордан и, не имея в Себе никакого греха, принял Крещение от рук святого Иоанна Предтечи, показывая нам пример смирения и освящая водное естество.
Событие Крещения Господня называют также Богоявлением, ибо в этот момент совершилось явление Полноты Божества — явление всех Лиц Святой Троицы: Отца, гласом с небес засвидетельствовавшего о Сыне, Сына, принявшего Крещение, и Духа Святаго, сошедшего на Сына в виде голубя.
В память об этом событии Святая Церковь накануне и в сам день праздника совершает особый чин великого освящения воды. 18 января именуется также Крещенским сочельником. В этот день православные люди соблюдают строгий пост, как и в Рождественский сочельник, вкушая сочиво — вареное зерно с медом.
Крещенским сочельником заканчиваются Святки — праздничные дни после Рождества Христова.
Тропарь, глас 1-й
 Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещен, слава Тебе.


пятница, 13 января 2012 г.

В храме святого преподобного Серафима Саровского престольный праздник

 15 января Православная Церковь чтит память преподобного Серафима Саровского. Это день преставления (1833) и второго обретения мощей (1991) великого чудотворца.
Духовная высота святого Серафима, его воистину великие земные подвиги, необычайная кротость и смирение, любовь, забота и доброта ко всякому человеку и многие другие высочайшие добродетели – все это приводит к трепетному и благоговейному изумлению этим дивным святым. Своею непрестанною молитвою, которой он так славно прославился в своей земной жизни, святой Серафим Саровский защищает нас от всех видимых и невидимых врагов, испрашивает у Господа исцеление болезней и недугов, укрепляет нашу веру и наставляет на истинный путь христианина. 

пятница, 6 января 2012 г.

Рождество Христово

7 января Православная Церковь празднует Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Этот праздник относится к великим двунадесятым непереходящим праздникам. Канун Рождества Христова – 6 января – называется Навечерием Рождества, или Рождественским сочельником.
Господь наш Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в иудейском городе Вифлееме. В то время римский император Август, который правил и покоренной Иудеей, объявил всенародную перепись. Каждый человек должен был записаться в том городе, откуда был родом. Пречистая Дева Мария со своим обручником старцем Иосифом вынуждены были идти из Назарета, где они жили, в родной Вифлеем. Здесь, по причине множества народа, они не смогли найти места в гостинице. Поэтому Иосиф с Марией удалились в пещеру, которая служила пристанищем для скота. Именно в ней, в этой скромной и даже убогой обстановке, в ночной тиши и произошло это величайшее и всерадостнейшее событие – на землю пришел Христос.
Первыми узнали о случившемся и поклонились Божественному  Младенцу вифлеемские пастухи, которые неподалеку стерегли овец. О произошедшем чуде им поведал Ангел Господень: «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2: 10–12). Также о Рождестве Христовом чудесной звездой было возвещено волхвам «звездословцам», которые принесли Богомладенцу дары: золото, ладан и смирну.
Праздник Рождества Христова – самый большой православный праздник после Светлого Христова Воскресения. Многие люди во времена древнего Израиля с нетерпением ждали этого великого дня, когда придет обещанный Спаситель мира. Именно с Рождества начинается исполнение обетований Божиих о нашем спасении. Это предвозвестие искупительного подвига Сына Божия. Это праздник, который несет мир человека с Богом. О невероятном значении этого чудесного события говорит даже то, что летоисчисление мы ведем именно от  Христова Рождества.
Протоиерей Дионисий (Ермаков):
– В ночь с 6 на 7 января все православные люди с духовным трепетом ожидают, как и ветхозаветные праведники, Рождества и Боговоплощения Господа нашего Иисуса Христа. В этот святой вечер храмы наполнены верующими, которые с великой радостью и с благодарным сердцем встречают Богомладенца Христа. Это событие имеет огромное значение в деле спасения человечества, поэтому хочется обратиться к сердцу каждого ангельским благовествованием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14).
С Рождеством Христовым!

понедельник, 19 декабря 2011 г.

День святого Николая Чудотворца


Сегодня, 19 декабря (6 декабря по ст. с.), Православная Церковь с торжеством чествует память Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца – одного из величайших и наиболее почитаемых святых христианского мира.  Этот день памяти связан с кончиной святого угодника в 342 г. 
Великий угодник Божий родился во второй половине III века в городе Патары (Ликийская область в Малой Азии). Родители его – благочестивые христиане благородного и богатого рода – до глубокой старости не имели детей. Родившись, младенец Николай сразу показал, что он предназначен на особое служение Господу. Его мать после родов исцелилась от болезни, а во время крещения ребенок простоял в купели без чьей-либо помощи около трех часов.
Родители будущего угодника Божьего дали сыну хорошее воспитание. Отрок Николай всегда успевал как в учении, так и в благочестии. Почти все время проводил в посте и молитве, а также в чтении Священного Писания.
Дядя юного Николая был епископом. Заметив особую добродетель и подвижничество племянника, он посвятил его в священника. После этого святой начал еще более подвижническую жизнь. Родители чудотворца умерли, оставив ему богатое наследство, которое святой пожертвовал на оказание помощи бедным.
По дороге в Палестину, святой Николай совершал великие чудеса: предсказал наступление сильной бури и своей молитвой усмирил ее, воскресил матроса, упавшего с мачты корабля, исцелял от неизлечимых болезней, изгонял злых духов. Прибыв в Палестину, чудотворец поселился недалеко от Иерусалима. Здесь он поклонился святым местам и хотел навсегда остаться в Палестине и тайно подвизаться перед Господом. Но Богу было угодно, чтобы Николай чудотворец стал на служение народу и превратился для него в великого защитника и светильника Церкви.
Святой Николай поселился в городе Миры. Жил он словно нищий, но никогда не пропускал церковные службы. Здесь чудесным образом угодник Божий был избран архиепископом всей Ликийской страны. Паства святителя процветала. Святой угодник еще при жизни совершил немыслимое количество чудес, прославился как умиротворитель враждующих и избавитель от напрасной смерти.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу 6 декабря 342 года.
 Но и по сегодняшний день множество людей чувствуют его необыкновенно сильную помощь и заступничество. Святой Николай, Мирликийский чудотворец, считается покровителем детей, путешественников и мореплавателей. Ему молятся об избавлении от напрасной смерти, о защите невинно осужденных, об удачном замужестве дочерей, об избавлении от голода и нищеты, об исцелении и во время стихийных бедствий.
Мощи святого Николая находятся в крипте базилики Св. Николая в городе Бари (Италия).
День святого Николая – предвестник Рождественских праздников.